Первый год жизни
1 месяц.
Ребёнок реагирует на звук, затихает на руках, фиксирует взгляд на кольце. Поднимает подбородок, лёжа на животе.
2 месяца.
Ребёнок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, следит за кольцом горизонтально и вертикально, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку, приподнимает грудь.
3 месяца.
Ребёнок начинает гулить (гласные звуки), на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, оживлёнными движениями рук и ног, следит за кольцом по кругу, горизонтально и вертикально. В положении на животе держится на предплечьях, приподнимается на предплечьях.
4 месяца.
Громко смеётся, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками. Держится на кистях в положении на животе. Манипулирует кистями. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот.
5 месяцев.
Подолгу гулит, поворачивается в сторону звонка, говорит «Агу», дразнит, узнаёт близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук чёткие, он берёт погремушку и долго держит её в руке. Тянет кольцо вниз. Перемещает объекты. Сидит с поддержкой.
6 месяцев.
Лепечет (начинает произносить отдельные слоги: «ма», «ба», «да» и др.). свободно сам берёт игрушку и подолгу с ней играет. Поднимает чашку. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест с ложечки. Сидит без поддержки.
7 месяцев.
Ориентируется на звонок сверху вниз и в направлении вверх. Подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивая ею. Хорошо ползает, стоит, держась за барьер.
8 месяцев.
Громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их. Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и переступает вдоль барьера.
9 месяцев.
Отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и прочее. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.
10 месяцев.
Знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги. Понимает слово «нет». Подтягивается, чтобы встать.
11 месяцев.
Выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др. Самостоятельно без поддержки стоит, ползает, путешествуя. Ходит при незначительной помощи взрослых.
12-13 месяцев.
Произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить, пить из чашки. Пытается провести линию на бумаге. Ходит.
Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни
Возраст, мес. | Прибавка длины тела за 1 мес., см | Прибавка длины тела за истекший период, см | Прибавка массы тела за 1 мес., г | Прибавка массы тела за истекший период, г |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | 3 | 600 | 600 |
2 | 3 | 6 | 800 | 1400 |
3 | 2,5 | 8,5 | 800 | 2200 |
4 | 2,5 | 11 | 750 | 2950 |
5 | 2 | 13 | 700 | 3650 |
6 | 2 | 15 | 650 | 4300 |
7 | 2 | 17 | 600 | 4900 |
8 | 2 | 19 | 550 | 5450 |
9 | 1,5 | 20,5 | 500 | 5950 |
10 | 1,5 | 22 | 450 | 6400 |
11 | 1,5 | 23,5 | 450 | 6800 |
12 | 1,5 | 25 | 350 | 7150 |